Стили в оформлении сада

Классические стили в оформлении сада

Стиль в ландшафтном дизайне – это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики малого сада. В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растительных форм и их сочетаний, тип декоративного мощения и т.п.
Выбор стиля сада зависит от особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения.
Но в большей степени это дело вкуса и отражения стиля жизни владельца сада и даже больше того – отражение его мировоззрения.
Современные стили малого сада только соприкасаются со стилистикой садов прошлого. Границы великих стилей размыты: деревья растут медленнее зданий, а памятники садово-паркового искусства прошлого в наши дни включают элементы разных стилей, и регулярный стиль соседствует или поглощается пейзажным. Вырастая и старея, сад проходит не только через возрастные границы, но и через границы стилевые, приобретая в каждой стане национальные черты, поскольку сад, и особенно малый сад, связан с бытом и жизнью общества.
Бывает, что создать сад, выполнить беседки, патио и дом в едином стиле уже невозможно. Но можно дополнить их отдельными деталями, добившись определенного единства.
Попытаемся дать характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.

Регулярный стиль
Историю садово-паркового искусства нередко сводят к борьбе двух основных стилей: регулярного (геометрического) и свободного (пейзажного). Эту борьбу можно проследить и в истории малого, частного сада, и она имеет глубокий философский смысл, демонстрируя разное отношение человека к природе. Стремясь подчинить себе природу, навязать свою волю, свое отношение к порядку и строгости в собственном саду, человек проводил прямые, как стрела, аллеи, подчинял геометрии формы водоемов, клумб, подстригал кроны деревьев и кустарников в виде конусов, шаров, кубов и пирамид.
Регулярных стиль предполагает строгую симметрию в планировке сада. Как писал А. Э. Регель, самая важная черта регулярного стиля заключается в том, что «искусственность не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность. Сад образовывал обособленный мир и уединялся посредством высоких стен или густой изгороди». И такой вид порядка считался в высшей степени желательным и универсальным.
Важным элементом регулярного сада была вода: строгой формы бассейны с фонтанами, каскады, пристенные фонтанчики.
С низким партером резко контрастировали боскеты – ровно подстриженные в виде стенок деревья и кустарники. Искусные дворцовые садовники использовали их для создания в саду системы маленьких «зал» и «кабинетов», размещая их вдоль дорожек.
Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность – вряд ли найдут применение в наше время.
Регулярный стиль с успехом используется для садов при особняках старинного типа, выполненных в классической архитектуре прошлого, с террасами, балюстрадами скульптурами. Ограждения – чугунные или литые с классическим рисунком решетки. Мощение – серая каменная крошка, гравий, смешанный с песком. Это наиболее удачный материал для партеров и осевых дороже, подчеркнутых стрижкой. Контейнеры для растений выполняют из керамики (терракота) с выпуклым рисунком (орнамент или растительный мотив).
Чему же на практике можно научиться у великих садовников прошлого? Например, оформлению цветников с помощью фигурно подстриженных вечнозеленых кустарников. Для одного кустика достаточно пары квадратных метров. Два или четыре куста, симметрично расположенные, могут определить характер всего сада. Отлично смотрится в центре клумбы куст, подстриженный в виде шара, конуса или другой необычной формы. Вечнозеленые посадки можно оттенить белым гравием или оживить цветущими растениями. Такие идеи вполне приемлемы и для наших условий.

Пейзажный стиль
Пейзажный стиль знаменует собой новое отношение к природе. Он пришел в Европу с Востока – из Китая и Японии с их преклонением перед красотой естественных пейзажей и убеждением, что равновесие и гармония могут быть достигнуты и при живописном, асимметричном расположении объектов.
В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним.
« При этом – пишет А.Э. Регель, – искусственность преследуется здесь так же, как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты – по возможности развиться, а при отсутствии таковых – созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности».
Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Будучи освобожденным от жесткости симметричного плана, каждый участок может быть решен с более полным учетом его естественных ландшафтных качеств. Более свободным становится движение. Можно увидеть каждый объект ландшафта и получить удовольствие от него самого или от его соотношения с другими элементами ландшафта скорее, чем от его соотношения с заранее предписанным рисунком плана.
В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Поэтому для маленького садового участка оно естественнее. Свободная живописная планировка, как правило, больше соответствует участку, ее осуществление требует обыкновенно меньше земляных работ, подпорных стенок и конструкций, а следовательно, более экономично. Особенно важно, что она вызывает также меньше разрушений и лучше объединяется со всем окружающим ландшафтом. В саду пейзажного стиля вы не увидите прямых дорожек и геометрических форм. Характер садовых композиций согласовывается с окружающей местностью, и границы участка по возможности маскируются.
Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и естественности порождает в Европе и новые течения в философии – романтизм, сентиментализм, а регулярный стиль с его насильственным подчинением природы становится символом тирании и на смену ему приходит стиль пейзажный.