Японские сады: взгляд из древности в современность

Японские сады: взгляд изнутри

В последнее время появилась мода на японские сады – диковинные и порой непонятные для нас сооружения. Между тем, японский сад – это прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание. О том как создают и как наслаждаются садами в Японии – материал этой статьи…
На Востоке, и прежде всего, в Китае и Японии, садовому искусству с глубокой древности уделялось огромное внимание. Поэтому стоит рассмотреть более подробно как историю развития ландшафтного дизайна, так и его современное состояние в этих уголках нашей цивилизации.
Японские городские сады и парки совсем непохожи на те, что мы привыкли видеть у себя на родине. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.
В японском городском саду на нас воздействуют не олько красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера – вот что главное в японском парке.
Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, равнинные и пересеченные.
Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком (“холм и вода”). Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересеченный ландшафтный сад – это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок-пуговку, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами.
Красота японского сада раскрывается перед зрителем постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают мягко разворачивающимся, искривленным, как это бывает в натуре. Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорожке – утоптанную тропинку. Мостики и переходы через ручьи и декоративны и полезны. Ни один из названных элементов не повторяется, все сооружения уникальны.
Японцы используют воду для придания композиции большей жизненной энергии. В подборе деревьев здесь предпочтение отдается хвойным. В садах много нарядных пород. Пальму первенства, несомненно, держит японский клен, имеющий изящные лапчатые листья, густо краснеющие в ноябре. Цубуки – японская камелия – одно из любимых цветущих деревьев. Однако ничто не может сравниться с сакурой – японской вишней. Перед ней преклоняются. Любят японцы и бамбук. Считаясь символом благородства, бамбук придает утонченный оттенок любому пейзажу. Вместе с цикадовыми деревьями, которые создают оркестр дождевых капель, бамбук побуждает людей к самосозерцанию.
Основой основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Эстетические свойства необработанного камня более всего применяются в архитектуре “сада камней”.
Японский сад камней – уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся. Расположение групп и композиция камней в группах подчиняются правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой. Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают та-кие принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество нагой простоты.
Сады и парки Японии как в капле воды отражают многие стороны национального характера и рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. Согласно дзэн, внешнее не существенно, главное находится внутри. Таким образом, основное назначение архитектуры садов и парков Японии – вызывать у человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном. А это особенно важно в городской, урбанизированной и технологизированной среде.
Такой уникальный подход к архитектуре садов возник не сразу и не случайно. История пейзажного садоводства в Японии насчитывает 1300 лет, и началом всему явился самый старый комментарий об устройстве садов – Сакутэйки (Трактат о садоводстве) – был написан в Японии, вероятно, во второй половине ХI века. В основе Сакутэйки явно лежит немалый практический опыт пейзажного садоводства. Одни разделы рассматривают некоторые аспекты композиции, а другие объясняют, как разрешать технические проблемы.
Есть, конечно, и более ранние труды, посвященные вопросам садоводства, например, книга одного древнего римлянина о том, как наслаждаться деревенской жизнью. Широко известны и древнеримские письма с подробным описанием садов вокруг виллы. И хотя пейзажным садоводством занимались еще до времен римской античности – на Ближнем и Среднем Востоке, в Китае и в других местах, но Сакутэйки – древнейшее произведение, описывающее как спланировать композицию сада.
Тем не менее, считается, что основы пейзажного искусства были заимствованы японцами с Корейского полуострова и из Китая, примерно в VII веке н.э. К тому времени японцами уже был выработан свой собственный стиль садоводства, расположения прудов и крошечных островков, представляющих море и острова, и насыпей, представляющих горы. Сходные черты можно видеть и в садах иных частей Азии, но японский композиционный подход уникален.
Стиль японских садов не оставался неизменным. С течением времени привносились новые идеи. Так в период XIV-XV веков, появился знаменитый стиль карэсэнсуй (сухой пейзаж). Этот стиль был принят в основном дзэн-буддийскими храмами, поскольку выражал суровость и аскетизм философии Дзэн, к которой в то время стремились. К XV веку чайная церемония становится специфическим японским ритуалом, который оказал влияние на дизайн японских садов – стали использоваться камни для перехода через ручей, а для освещения тропинки, ведущей к чайному домику, использовались каменные фонари. Эти фонари вскоре стали популярными предметами садового обихода и теперь считаются неотъемлимым элементом традиционных японских садов.
Веками при создании композиции садовых сцен японцы использовали принципы сяккэй (“заимствованного пейзажа”) – все, что находится в отдалении принимается во внимание при создании сада и используется как его часть для достижения целостного эффекта.
Японцы, привнося новое в сады, не отказывались от старых приемов работы. Более старые стили продолжая существовать, охотно впитывают новые, дополняются ими.
Какие способы оформления пространства используется сейчас наиболее широко в городском озеленении Японии?
Во-первых, горшечная или контейнерная культура – в глубине тихих городских улочек Токио, Киото и др. городов пространства вдоль наружных стен, входных дверей активно заставляются растениями в контейнерах. Влияние контейнерных растений на микроклимат в таком ограниченном пространстве велико – они не только выделяют кислород и освежают воздух, но и придают окружению естественную красоту.
Во-вторых, очень популярным в Японии, начиная с 1966 года, стало строительство садов на крышах – таким образом, используется каждый, даже сравнительно небольшой кусочек пространства, для создания сада и даже парка. Один из крупнейших садов на крыше имеет Гранд-Отель в Саппоро, Хоккайдо. Общая площадь сада – 660 кв.м., и с улицы обыватель даже не может подумать, что наверху лежит такой дивный оазис.
Следующая тенденция массового городского озеленения – создание балконных садов. Балконным садоводством увлеклись в начале 90-ых, и теперь им интересуются многие горожане.
Специфической формой озеленения жилого пространства в Японии становится создание маленьких садиков, расположенных в пределах дома. Сад, гармонично вписанный в жилое пространство, создает иллюзию того, что вы находитесь не дома, а на улице. Естественно, создание такого рода внутренних садов возможно лишь в домах с индивидуальной планировкой. Такие сады используются японцами и для проведения чайных церемоний.
Японское садово-парковое искусство, безусловно, не может целиком характеризовать традиции садоводства на Востоке. Если говорить о Китае, Корее и др. странах, то каждая из них имеет свои корни и традиции. Общность традиций всего Востока заключается в философском подходе к созданию искусственных ландшафтов (дзэн-буддизм, принципы багуа – восемь триграмм, фэншуй), поиску внутренней красоты и целостности, направленному на нахождение баланса и гармонии.