Древо в жизни славянина

Древо в жизни славянина
Дерево в народной культуре славян объект поклонения. В древнерусских памятниках XI – XVII вв. говорится о поклонении “рощеям” и “древесам”. Судя по подробным описаниям подобных мест, выбранных для свершения культовых обрядов и сохранившихся кое-где на Русском Севере (“кусты”), в Белорусском Полесье (“прощи”), это были, как правило, обнесенные оградой участки леса. В этих местах почитание деревьев соединилось с элементами христианского культа. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня – дерево, часовня, крест.
К категории почитаемых и священных относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников. К таким деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза, бесплодия. Люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Через дупла и расщелины пролезали больные, как бы оставляя за пределами свои болезни.
Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Запрещалось рубить их и вообще наносить какой-либо ущерб: нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались “покровителями” местности, сел, домов, колодцев, озер, охраняли от пожара и стихийных бедствий.

Образ древа – одно из уникальных изобретений человечества, которое определило структуру всех мифологических систем. Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. Выделившись из первозданного хаоса, древо стало инструментом для создания космоса. На него, как на ось, стали нанизываться все элементы мира от богов и животных до понятий времени. Вертикальная структура складывалась из трех частей или уровней: нижнего – корней, среднего – ствола и верхнего – ветвей. Так в воображении древних сформировались основные зоны – космоса, а с ними и сдвоенные противоположности: Земля – Небо, Небо – Преисподня, огонь вода, прошлое – настоящее – будущее, день -ночь, свет – тьма, тепло – холод, предки – современники – потомки, голова – туловище – ноги, Священный дуб на о. Хортице огонь – вода – земля. Через древо люди постигали взаимосвязь противоположностей, суть всякого развития.
Древо дало понятие триединого мира: Прави, Яви и Нави. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней -лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу.
Древо, символизирующее зачатие и плодородие, изображали на одеждах и полотенцах. В декоративно-прикладном искусстве древо – один из любимейших образов.
Согласно поверьям, дерево – это путь, по которому осенью змеи уходят в мифическую страну Вырей. Дерево, связующее земное и подземное, фигурирует и в западнославянских мифологических рассказах о подменных демонами детях: чтобы вернуть себе ребенка, относили подменыша поддерево, а позже забирали оттуда своего. На дерево забрасывали вещи, от которых нужно было избавиться – отправить на “тот свет” вместе с покойником, или старые свадебные атрибуты.
Дерево как метафора дороги, как путь, по которому можно достичь загробного мира – мотив славянских поверий и обрядов. В обрядовой фразеологии можно найти: “уйти в кокорье”, “дубеть” и др. В русских сказках Иван-дурак забрался на небо по дубу и был удивлен чудесам – то, что на земле ценно, на небе нисколько не стоит. Поверья о русалках (умерших девушках или детях), спускающихся с деревьев на землю на Троицкой неделе и тем же способом возвращающихся на “тот свет”, еще раз доказывают, что дерево – это путь.
Славяно-руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево равносильно убить человека и, чтобы срубить дерево для нужд, славянин выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а после должен был взамен посадить несколько деревьев. С хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. Нельзя было рубить старца, молодое, стоеросовое, буйное, аномальное и скрипучее дерево. Считалось, что в скрипучем дереве томится душа некрещеного умершего. Топором рябину нельзя сечь – пока не засохнет сама. Священные деревья не только не положено рубить, но и хворост около них собирать.
Дерево соотносится с человеком по внешним признакам: ствол-туловище, ветки-руки или дети, сок – кровь. Есть мужские и женские деревья. У мужского ветви растут вверх, а у женского в стороны. При рождении ребенка обязательно сажали дерево, веря, что дитя будет расти так же, как развивается дерево. Соответственно, высохшие или вывороченные с корнем деревья предвещают человеку смерть. В некоторых поверьях рост дерева вызывает истощение человека и приводит его к гибели. У восточных славян не разрешалось сажать у домов крупные деревья – считалось, что, если дерево перерастает посадившего его человека, то он умрет, а если перерастет дом, то погибнет вся семья. Деревьям отводится заметное место в славянской календарной и семейной обрядности. Ряженые в зелень, троицкие обряды с березой, свадебное деревце, ритуальные ветки на похоронах, украшивание елочки на Рождество – все это мысли предков о вечной жизни.
Христианский миф о Райском Древе идет из славянского представления Прави, Яви и Нави, где время прошедшее, настоящее и будущее едино. Живейшее описание Рая и Райского Древа как Древа предков и потомков дает почти физическое ощущение, чувства “Того Света”. Листья – люди, связанные с живущими в “Этом Свете” через Родовое Древо, продолжают жить, как мы живем в Яви. Дерево – образ безгрешной жизни на земле – “никому не делает зла”, а значит “живет по-Божьему”. А если оно близко к Богу, то на кустик можно молиться, как на икону.
Вертикальная структура Древа больше связана с космологией, а горизонтальная – с магическими ритуалами. Чаще древо изображали с восьмью ветвями, по четыре с каждой стороны. Имело оно и четыре главных цвета: красный, черный, белый, синий. Мировое древо – основа для упорядочения мышления, памяти, восприятия. Образы внешнего и внутреннего мира нанизываются на ствол, после чего появляются и знаковые системы, слова, числа, абстракции и символы.
Древо вошло в нашу генетическую память, в сферу бессознательного. Некоторые психологи считают, что дети, рисующие много деревьев, изображают именно древо жизни -древо рода, место встречи человека со Вселенной, символ всякого целого.